Использование
ИКТ на уроках математики
Являясь
руководителем школьного методического объединения учителей математики ,
участвую в реализации программы ШМО «Использование новых технологий».,работаю
над проблемой использования ИТ на уроках математики как средствами повышения
эффективности обучения. Российская
педагогика и практика накопила огромный
опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше
детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говоря о том, что в
школе стало неинтересно и скучно учиться. Низкий уровень внутренней мотивации
подростков к обучению – одна из проблем сегодняшней массовой школы, к решению
которой должен стремиться учитель-практик. На современного человека буквально
обрушивается поток информации, и поэтому главной задачей школы становится формирование
у каждого ребенка умения ориентироваться в этом нарастающем потоке информации,
отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого. Постоянно меняющаяся действительность требует
мобильности от человека, способности
учиться в течение всей жизни, поэтому в школе необходимо создавать
условия для развития способности к самообучению. Использование компьютерных технологий
создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют
обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению умением
самостоятельно приобретать новые знания .Компьютер значительно расширяет
возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука,
современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и
среды. Компьютерные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка. Не только
новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению
интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по
степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно
сказываются на мотивации. Кроме того, информационные технологии позволяют
полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе –
неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая
на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца,
опираясь на необходимую помощь.
Использование
на уроках мультимедийных презентаций, мультимедийных программ по математике,
интерактивной доски, образовательных ресурсов Интернета позволяют мне расширять
возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при
исследовании и систематизации учебного материала; прививать навыки самоконтроля
и самостоятельного исправления собственных ошибок; развивать
познавательные способности учащихся;
мотивацию учащихся к изучению математики. Акцент переносится на развитие
активной личности, формирование у нее способности самостоятельно мыслить, добывать
и применять знания, быть открытыми для новых коммуникаций. Возможности
моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений помогают организовать
исследовательскую деятельность учащихся, инициирующую самостоятельное
постижение математических законов. Мною апробированы способы и методы применения
информационных технологий на уроках математики с помощью компьютера,
интерактивной.доски Компьютер
использую в демонстрационном и индивидуальном режиме.
В
демонстрационном режиме
1)при устном
счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение
различных заданий;
2)при объяснении
нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор
новый материал;
3)при проверке
домашнего задания через мультимедиа-проектор;
4)при контроле
усвоения материала;
5)при работе над
ошибками и т.д.
В индивидуальном режиме:
·
при устном, индивидуальном счете;
·
при закреплении;
·
при тренировке;
·
при отработке 3УН;
·
при повторении;
·
при контроле и т.д.
При этом компьютер может представлять:
источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с
возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля. Я использую
презентации, авторские или составленные учащимися классов, в которых работаю. Принципиальное новшество, вносимое компьютером -развитие
деятельных форм обучения. Именно это новое
качество позволяет реально расширить
сектор самостоятельной учебной работы. Кроме того, при проведении уроков с
использованием презентаций обеспечивается существенная экономия учебного
времени. В отработанных моделях такого использования время, затрачиваемое
учеником на освоение этих технологий, окупается за счет эффективности учебного
процесса, в дополнении к этому идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности. При подготовке уроков с использованием
информационных технологий возникает сотрудничество ученика и учителя. Создавать
презентации - процесс трудоемкий, и в
большом количестве их самому учителю разработать невозможно из-за нехватки
времени. К этой работе привлекаются учащиеся, которые делают это с удовольствием,
тем самым, приобщаясь и к математике, и к предмету «информационные технологии» При организации
контроля знаний, умений и навыков учащихся используется тестирование с помощью
компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность
быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание
обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для
оценивания в современной системе обработки информации. Проведение уроков
с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении.
Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся:
восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит
возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет
глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через
зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием
информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у
учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
|