12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними.Родительское собрание
Всем учителям и родителям хочется, чтобы их усилия, положенные на алтарь образования, были возвращены учениками в виде отличных оценок, являющихся мерилом успеха. Но, к сожалению, так случается не всегда. У плохой учебы школьника всегда есть причины, они абсолютно разные и их довольно много. В статье вы найдете ответы на вопрос "Почему ребенок плохо учится?" и что делать, чтобы исправить это. • Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта. 3 физиологические причины плохой учебы школьника • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость). • Слабое здоровье. • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды). Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование. 4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как: • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им); • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.); • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей); • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое). Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка. Для улучшения бытовых условий можно: • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему. • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу: • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника); • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций). • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания). • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение. • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.). • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей. • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы. • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.). • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки. • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник. 5 психологических причин плохой учебы школьника Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты): • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы. • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления. • Особенности нервной системы и волевой сферы. • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха. • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов. Что могут предпринять учителя и родители? Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника. План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.). • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям). • Совместная учебная деятельность. • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика. • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.) • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы. • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы. • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга. Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика. Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей. Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.