Комфортные семейные отношения.Родительское собрание
Уважаемые родители! Сегодня у нас очередное родительское собрание , тема которой “Взаимоотношения между родителями и детьми”. Тема, как вы понимаете, не новая, не нова и проблема. Еще И.С. Тургенев назвал свой роман “Отцы и дети”, в котором на передний план выдвинул проблему взаимоотношений отцов и детей, то есть представителей разных поколений: старшего и младшего. Для нас с вами эта проблема тоже актуальна, т.к. ваши дети вступают в подростковый возраст, мы его называем переходным, и многие в этом возрасте резко меняются. Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и ссор, поможет родителям понимать своих детей, а детям быть добрее и нежнее по отношению к родителям. Поэтому я предлагаю работать под девизом “Давай никогда не ссориться!” Ссор и конфликтов не будет, если родители и дети смогут понимать друг друга. Для этого нужно научиться вставать на место другого, обладать определенными качествами. Давайте попробуем в обговорить критерии , при которых дети смогли бы сказать о родителях: “ У меня хорошие родители…”, а родители о детях – “У меня хорошие дети…”. Давайте представим что вы дети вам задание: разработать критерии для взрослых “Хорошие родители – это…” 30 секунд вам даю, (Ответы детей: добрые, отзывчивые, понимающие, умные, ласковые, справедливые, честные, здоровые, щедрые, счастливые.) А теперь давайте наоборот, «Хорошие дети это…. (Ответы родителей: послушные, внимательные, исполнительные, аккуратные, любящие, имеющие много друзей, веселые, жизнерадостные, уважающие старость, понимающие юмор.) Посмотрите вот они общие правила поведения, выработанные учащимися и родителями.
Чтобы не ссориться, нужно: – Никогда не повышать голос друг на друга. – Уметь дать совет и выслушать совет другого. – Стараться понять друг друга в любой ситуации – Уметь поддержать в трудную минуту. – Доверять друг другу. – Уметь слушать и слышать друг друга. Семья – это самые близкие и родные люди, это ласка , тепло, забота. Но, одновременно, это обязанности, ответственность, дисциплина, и не только со стороны взрослых, но и детей. Очень сложно найти равновесие, не сорваться, оставаться всегда тактичным и мудрым. Мы все это прекрасно знаем, как, иногда, раздражаешься, срываешься, переходишь на крик. Я предлагаю вам обсудить следующие житейские ситуации: слайд5 Ситуация 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине. -Это могло быть реальной ситуацией? -В чем сложность данной ситуации? Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него. Отсюда следует правило: Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям помочь мне найти выход в сложившейся ситуации. Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел? Все это вполне реально можно обсудить со свои ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обмена мнениями, чтобы ребенок умел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что надо нашим детям постоянно. . Ситуация 2. Многим из нас знакомы чувства, которые мы с радостью несем домой в семью. Кого-то из нас повысили на работе в должности, кого-то наградили или еще что-то в этом роде. Как нам хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным. Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы их обсуждать, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто ли мы слушаем друг друга? Сцена из жизни. Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только что приехала и сейчас девочка ей сообщит новости за три дня. Но как только девочка входит в дом, мам тут же спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату. Учитель. Вспомните, не доводилось ли кому-то из вас быть в подобной роли. И, наверное, такие случаи бывали не раз и никак не заостряли ваше внимание, тем более вы и подумать не могли, что поступаете как-то не так. Давайте все-таки разберемся вместе, что скрывается за подобным поступком родителей, и все ли в данной ситуации педагогически оправдан Подведение итогов. Еще одно правило для взрослых: Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире. Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянуться к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора. Беседа “Каково на дому, таково и самому”. Давайте на секунду представим что вы опять дети Кл рук. – Вспомните свои рисунки из детства. Что вы там изображали? Дети, родители: – Дом, чистое небо, солнце, дружная семья, собачки, кошечки, цветы, деревья. Кл. р.(детям) – За что вы любите свой дом? Дети: – За то, что там тепло и уютно, есть мама и папа, за то, что меня там любят и ждут… А теперь мы опять родители. Кл. р.(родителям) – Что вы делаете для того, чтобы ребенку дома было хорошо, чтобы ребенок любил свой дом? Родители: – стараемся чаще показать ребенку, что любим его, стараемся повкуснее накормить, создать уют, теплую атмосферу.
Итог беседы. Символ семейного счастья “ С единым телом я сравню семью: Отец –глава, а руки – сыновья. И в теле – мать, она, как сердце, От нее зависит вся семья.”
“Семейное счастье – это особое состояние души, когда просто хорошо, легко, спокойно. Когда то, что ты делаешь приятно не только тебе, но и членам твоей семьи”. Наш сегодняшний мир – не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди чувствуют большую отчужденность друг от друга. У наших с вами детей есть семья, родительский дом, где его ждут, помнят и простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Так давайте же и мы с вами в своих семьях постараемся приблизится друг к другу, сделать ещё один шаг навстречу к взаимопониманию и единству! Играя в шахматы, можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью обдумывали мы свои слова и действия в отношении к детям, насколько бы меньше было нежелательных поступков, конфликтов, катастроф. Уважаемые родители, я вас благодарю за сотрудничество и хочу закончить нашу встречу этими замечательным мудрым напутствием известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет…Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов,